Главная » Статьи » Мои статьи

Пальчиковая гимнастика

Академия дошкольных наук: "Пальчиковая гимнастика"

Авраменко Елена Николаевна, учитель начальных классов

Разделы: Работа с дошкольниками

Программа курса “Пальчиковая гимнастика” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы: создать условия для развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Задачи программы: развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координировать работу рук со зрительным восприятием, творческой активности, пространственного мышления, фантазии; формирование навыков исполнительского мастерства, умения воплощать свои идеи в художественный образ; воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Программа учебного курса рассчитана на 10 часов в год. Занятия проводятся в группах по 30 минут и предполагают использование следующих форм: беседа; дидактическая игра; ролевая игра;

физические упражнения; индивидуальная корректировка действий.

Программа включает в себя следующие разделы:

Пальчиковая гимнастика.

Оригами.

Графические упражнения.

Игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ребятам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами” обучающиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать: развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, умение создавать художественный образ своего изделия, овладение приемами работы с разными предметами, умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия, овладение нормами этики и поведения.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий:

Личностные:готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

мотивационная готовность к учебной деятельности.

Регулятивные:  формулировать и удерживать учебную задачу;

использовать установленные правила в контроле способа решения;

применять установленные правила в планировании способа решения;

адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные : выделять параметры объекта, существенные признаки;

устанавливать аналогии;строить рассуждения;обобщать.

Коммуникативные:       испытывать потребность в общении;

позитивно относиться к процессу сотрудничества;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;

строить монологическое высказывание;слушать собеседника.

Содержание курса

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; массаж кистей рук.

Оригами

Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Графические упражнения

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами).

Игры и действия с предметами

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой.

Учебно-методическое обеспечение

Материалы: различные виды бумаги (цветная, неокрашенная); проволока; вторичное сырье; фольга; нитки; пуговицы.

Оборудование: счетные палочки; ленты; шнурки; шаблоны; образцы готовых изделий; массажные мячики; су-джок.

Наглядные пособия: презентации; иллюстрации; муляжи; игрушки; набор геометрических тел; коллекции бумаги, картона, ткани; образцы штриховок.

Дидактические материалы: детская художественная литература; тексты песен и потешек; образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки); диагностические задания.

Учебно-тематический план.

1.           Введение. Гимнастика для пальчиков. Разучивание стихов и считалок.          

2.           Упражнения для кончиков пальцев. Оригами. Изготовление мордочки собаки.        

3.           Разные движения пальцами. Игры на развитие воображения. Оригами. Изготовление мордочки кота.             

4.           Упражнения для запястья. Оригами. Самолет.             

5.           Упражнения для ладоней. Волшебные узелки.

6.           Упражнения для подушечек пальцев. Оригами. Соловей.       

7.           Составление из пальцев различных фигур. Знакомство с геометрическими фигурами.              

8.           Гимнастика с учебными предметами. Развитие памяти и воображения средствами оригами.           

9.           Составление из пальцев различных фигур. Изготовления цветка из проволоки.        

10.         Выполнение фигурок из палочек. Рассказывание историй руками.

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (07.02.2015)
Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar